ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР

                                                                                

                                        МКУ "ИМЦ"

Северный район, Новосибирская области

 

ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР

 

                                       2024-2025 учебный год

  20.09.2024 прошло заседание муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении ОРКСЭ».

  Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя из 9 образовательных организаций Северного района.        

   Марина Ивановна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области «Педагог и Семья: вместе создаем Будущее Новосибирской области», организованной специалистами кафедры социально- гуманитарных дисциплин НИПКиПРО по теме «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении ОРКСЭ». С приветственным словом выступила проректор по научно-методической работе и цифровизации Анна Викторовна Молокова, обозначив приоритетные цели и задачи методической сессии: проведение мастер-классов, направленных на диссеминацию эффективного опыта работы муниципальных методических объединений ОРКСЭ и ОДНКНР по устранению профессиональных дефицитов. Зав. кафедрой Андрей Запорожченко познакомил присутствующих с приоритетными задачами, которые ставит перед нами государство в области духовно-нравственного воспитания и образования. Светлана Бобинова руководитель ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР г. Новосибирска, и Маргарита Телеганова, учитель начальных классов гимназии № 13 имени Э.А. Быкова, провели мастер-класс по теме «Развитие духовно-нравственного воспитания младших школьников через интеллектуальные этнокультурные игры в рамках курса ОРКСЭ». Анна Бородихина, руководитель ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР Венгеровского района, учитель русского языка и литературы, показала, как через межпредметные связи можно формировать языковую грамотность в курсе ОРКСЭ у младших школьников. Олеся Булуева, куратор ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, учитель истории лицея № 3 Барабинского района, показала средство воспитательного потенциала в курсе ОРКСЭ у школьников через притчи и сказки. Елена Тихомирова, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, подчеркнула специфику работы с текстом в рамках курса ОРКСЭ и отдельными его элементами при устранении дефицита у учителей. С экспертным мнением от лица родительской общественности выступили Екатерина Прямушко и Ольга Фишер, осветив вопрос взаимодействия учителей ОРКСЭ с родителями, отметив важность и значимость проводимой совместной работы. Представитель духовно-просветительского Центра о. Георгий в рамках Года семьи поделился опытом работы. Борис Пивоваров, председатель отдела Образования и просвещения РПЦ, подвел к главной теме нашего XXIV съезда работников образования Новосибирской области «Семья и школа – вместе к будущему». Педагогам было рекомендовано использовать материалы, представленные специалистами кафедры НИПКиПРО.

   Далее Марина Ивановна познакомила с анализом работы ММО за 2023-2024 учебный год; с анализом результатов педагогической диагностики за 2023-2024 учебный год. Мониторинг читательской грамотности был проведен среди обучающийся 4 классов. Рассмотрев результаты мониторинга был сделан акцент на задания, которые вызвали затруднения у обучающихся. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися; c программой открытых уроков в рамках проекта «Дружба».

   Прошло обсуждение проекта плана ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР на 2024-2025 учебный год. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность).   

   Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ» познакомила коллег с нормативно-правовой документацией по обновленным ФГОС НОО, ООО и ФОП.


 

 

                                  2023-2024 учебный год

  План работы муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района Новосибирской области на 2023 - 2024 учебный год(скачать)

  Самообследование результатов работы ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР Северный район за 2023/24 учебный год(скачать

  Анализ результатов мониторинга по оценке сформированности читательской грамотности в ОО Северного района Новосибирской области в мае 2024 года (скачать)


11.04.2024 прошло заседание муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Эффективный опыт работы учителей – предметников ОРКСЭ и ОДНКНР». Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 9 ОО Северного района.

  Невтис М.И. познакомила с материалами стратегической сессии «Обеспечение качества общего образования в соответствии с обновленными ФГОС ОО, ФООП и ФАОП», которая прошла 26 марта на базе кафедры социально-гуманитарного образования для руководителей ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, в ней приняли участие 37 педагогов. Целью сессии стало согласование стратегических ориентиров деятельности ММО на 2024–2025 учебный год, направленной на улучшение качества образования в рамках компетенций и особенностей профессиональной деятельности каждым работником образования с учетом требований ФГОС НОО и содержания ФООП. Проректор по научно-методической работе и цифровизации НИПКиПРО Анна Викторовна Молокова обозначила проиллюстрировала пример организации стратегического планирования. Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Андрей Владимирович Запорожченко акцентировал внимание участников на изменениях в нормативно-правовой базе предметной области ОДНКНР. На сессии выступил с докладом «Обеспечение качества общего образования в соответствии с обновленными ФГОС ОО, ФООП и ФАОП» протоиерей Борис Иванович Пивоваров, председатель отдела образования и просвещения Новосибирской Епархии РПЦ. Королькова О.О., доцент кафедры психологии и педагогики НГПУ, учитель ОРКСЭ гимназии № 4, поделилась опытом работы по проведению городского конкурса сочинений в рамках курса ОРКСЭ Центрального района. Преподаватель кафедры Мартынова Е.А. провела вторую часть стратегической сессии. Участники, находясь в позиции «Я – педагог», прогнозировали профессиональные дефициты обучающихся в 4 классе с проектной задачей в разрезе читательской грамотности, затем, заняв позицию «Я – руководитель ММО», проектировали в своих дорожных картах виды методических мероприятий методических объединений на 2024-25 учебный год. В завершение стратегической сессии Андрей Владимирович Запорожченко рассказал о перспективах взаимодействия кафедры с руководителями ММО, напомнил о проведении очередного заседания ММО по материалам стратегической сессии, анализе результатов деятельности методических объединений в 2023-24 учебном году и разработке планов работы на 2024-25 учебный год.

  По вопросам «Использование возможностей образовательной среды в духовно-нравственном воспитании обучающихся на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР», «Мягкий мониторинг» выступила Невтис М.И. Она рассказала, что уроки ОДНКНР призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Специфика уроков ОДНКНР предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё. Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о семье. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье», – эти слова знакомы каждому. В формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения большое значение имеет диалог друг с другом, с учителем, с родителями и другими родственниками. Урок ОДНКНР — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.

  В работе используем материалы электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности https://resh.edu.ru РЭШ (Милосердие, Дело чести 5 класс) приближенной тематике курса ОРКСЭ. Подведены итоги работы ММО за 2023-2024 учебный год. Представлен проект плана работы ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР на 2024-2025 учебный год.


 

 02.02.2024 прошло заседание муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР в форме круглого стола «Пути и условия формирования базовых ценностей личности в процессе обучения и воспитания».

  Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 9 ОО Северного района.

   Невтис М.И. провела открытый урок в 5 классе по теме «Историческая память как духовно-нравственная память».

   По вопросу «Роль зрительных образов в духовно-нравственном воспитании» выступила Невтис М.И. Она рассказала, что одной из актуальных задач современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Оно, по сути, представляет собой один из компонентов социального заказа, транслируемый не только через цели общественного воспитания, но и через содержание нормативно-правовых документов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в школе. Зрительный образ играет большую роль в эмоциональном и эстетическом развитии человека. Именно зрительные ощущения, связанные с цветным зрением, вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания при восприятии красоты природы, произведений искусства и пр. Привела примеры использования зрительного образа на уроках ОДКНР: иллюстративный материал, который играет особую роль в обучении, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения преподаваемых знаний; мультимедийное сопровождение, для того чтобы урок ОРКСЭ получился ярким, запоминающимся; экскурсия — форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Таким образом, включение в материал урока ОРКСЭ, ОДНКНР наглядность, тематически близкая изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса обучающихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

    По вопросу «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ и ОДНКНР» выступила Михалевич Наталья Ивановна, учитель МКОУ Гражданцевской средней школы. Она подробно остановилась о взаимодействии школы и семьи. При взаимодействии с родителями используются как традиционные формы общения, так и инновационные: тематическим родительским собраниям; праздники: «Мамин праздник», «Здравствуй, праздник новогодний», «Мы танцуем и поём, вместе весело живём», «Наши бабушки- самые лучшие!», «Мы- большая и дружная школьная семья»; исследовательская и проектная деятельность обучающихся; трудовая деятельность; выполнение домашней работы. Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младшего школьника выступаем прежде всего мы, учителя, семья. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Ведь общая цель –формирование высоконравственной личности.

Открытый урок в 5 классе по теме «Историческая память как духовно-нравственная ценность»

Презентация к уроку ОДНКНР, 5 класс

Доклад по теме: "Взаимодействие семьи и школы"

 


 

     21.11.2023 прошло заседание муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности при изучении курса ОРКСЭ и ОДНКНР».

     Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В–Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 9 ОО Северного района.

     По первому вопросу «Проектировочная сессия «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: актуальные аспекты» заслушали Невтис Марину Ивановну, руководителя ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР. В мероприятии, организованном кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, приняли участие 40 руководителей ММО. С приветственным словом к педагогам обратился заведующий кафедрой Андрей Владимирович Запорожченко. В качестве эксперта и спикера был приглашён представитель Новосибирской епархии – председатель отдела образования и просвещения Борис Пивоваров: Борис Иванович выступил с темой «Надо ли учиться у К. Д. Ушинского?». Опытом реализации новых ФОП в разных форматах поделились: доцент кафедры психологии и педагогики НГПУ, учитель ОРКСЭ гимназии № 4 Ольга Олеговна Королькова; руководитель ММО Кыштовского района Светлана Юрьевна Кадо; учитель начальных классов Колыванской СОШ № 3 Татьяна Григорьевна Своровская. В ходе групповой деятельности руководители ММО разрабатывали и презентовали проекты занятий урочной системы по шести модулям в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, которые впоследствии прошли процедуру коллективного оценивания. Проектирование этапов урока запланировано провести в рамках ММО на базе МКОУ В- Красноярской средней школы в январе.

     По второму вопросу «Развитие творческих способностей школьников при изучении курсов ОРКСЭ и ОДНКНР», выступила Столетова Н. П., учитель начальных классов МКОУ Бергульской ОШ. Она представила фрагмент видеоурока в 4-5 классах по теме: « Моя малая Родина». А так же рассказала, что главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творчески активная деятельность была бы приоритетной. Главная задача основной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

     Главная цель развития творческих способностей, интереса к познанию - воспитание подлинно творческой свободной личности.

     Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

     По третьему вопросу «Формирование функциональной грамотности обучающихся как метапредметного результата при реализации ФГОС-21 и ФОП» выступила Мордвинцева Н.А., учитель истории и обществознания, ОРКСЭ, ОДНКНР Коб-Кордоновской ОШ. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

     Реализация учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения детьми поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе.

     Культурологическая основа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России способствует развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; формированию ценностного отношения к социальной 5 реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны.

     С учетом проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно быть направлено на формирование умений:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Смысловое чтение.

4. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

5. Формирование и развитие экологического мышления.

     Данные умения формируются на уроках ОДНКНР в 6 классе в рамках урока при работе с учебником Виноградовой Н.Ф., который включает в себя различные рубрики с заданиями: «Обсудим вместе»; «Вспомни»; «Послушаем друг друга»; «Работаем в парах»; «Работаем в группах»; «Сделаем вывод»; «Выполни задание самостоятельно»; «Трудное задание»; «Картинная галерея»; «Страничка историка»; «Обогати свои знания»; «Проект».

     По четвертому вопросу «Пути повышения профессиональной компетенции педагога.» выступила Невтис М.И. В 2024 году ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее НИПКиПРО), кафедра социально-гуманитарных дисциплин объявляет переподготовку по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на бюджетной основе – 350 часов. Курсы будут проходить в очно-заочной форме (с использованием дистанционных технологий и электронного обучения).

     По пятому вопросу «Каинские образовательные чтения» выступила Невтис М.И. 10 ноября 2023 года в г.Куйбышеве в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» прошли XI Каинские Образовательные Чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В рамках работы Чтений рассматривались наиболее актуальные проблемы современного человека, поднимались вопросы о приобщении детей к базовым духовным ценностям, о связи поколений и многом другом.

 

 

 

  27.09.2022 прошло заседание муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов в условиях обновления содержания образования и создания единого образовательного пространства».

   Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР МКОУ В- Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя из 9 образовательных организаций Северного района.

  Марина Ивановна ознакомила коллег с материалами методической сессии, которые были представлены в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области, организованной специалистами кафедры социальногуманитарных дисциплин НИПКиПРО по теме «Особенности формирования и оценки функциональной (читательской) грамотности средствами учебного предмета ОРКСЭ». Были озвучены лучшие практики методической работы в муниципальных системах образования: диагностика и самообследование работы ММО учителей ОРКСЭ, особенности формирования функциональной грамотности обучающихся учителями ОРКСЭ в контексте требований обновленного ФГОС НОО, актуальные методические вопросы реализации ФГОС НОО и ФООП в части обучения ОРКСЭ. Педагогам было рекомендовано использовать материалы, представленные специалистами кафедры НИПКиПРО.

  Далее Марина Ивановна познакомила с анализом работы ММО за 2022-2023 учебный году, а так же с анализом результатов педагогической диагностики за 2022-2023 учебный год. Мониторинг читательской грамотности был проведен среди обучающийся 4 классов. Рассмотрев результаты мониторинга был сделан акцент на задания, которые вызвали затруднения у обучающихся. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися. А так же озвучила вопрос «Выявление и поддержка одаренных детей. Конкурсы и олимпиады духовно-нравственной направленности», рассказала об итогах олимпиады 2022 и об участии в конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

   Прошло обсуждение плана работы ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР на 2023-2024 учебный год. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района. Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся. Фролова Е.М., методист МКУ «ИМЦ» познакомила коллег с нормативно-правовой документацией по обновленным ФГОС НОО, ООО и ФОП ( о рабочих программах курса ОРКСЭ и ОДНКНР в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФОП НОО и ФГОС ООО, ФОП ООО).


                                         2022-2023 учебный год

  План работы ММО учителей ОРКЭС, ОДНКНРна 2022-2023 учебный год (посмотреть)

Самообследование результатов работы ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района Новосибирской области за 2022/23 учебный год(скачать)

    Анализ результатов мониторинга по оценке сформированности читательской грамотности в начальных классах в ОО Северного района Новосибирской области в мае 2023 года (ОРКСЭ)(скачать)


                                      2021-2022 учебный год

    Анализ результатов мониторинга по оценке сформированности читательской грамотности(ОРКСЭ) в начальных классах в ОО Северного района в мае 2022 года  (посмотреть)

      Самообследование результатов работы ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района  (посмотреть)


     Методическая копилка учителей ОРКСЭ, ОДНКНР (посмотреть)


     20.04.2023 прошло заседание районного методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Обобщение актуальных методических наработок учителей ОРКСЭ по формированию функциональной грамотности обучающихся».              

   Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель РМО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 11 ОО Северного района.

   По первому вопросу «Ознакомление и обсуждение стратегической сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин по единой региональной теме «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО» выступила Невтис Марина Ивановна. Сессия состояла из трех этапов: теоретический, практический и подведение итогов. Цель стратегической сессии состоит в согласовании стратегических ориентиров методической работы в муниципалитетах, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках компетенций и особенностей профессиональной деятельности каждым работником образования. Андрей Владимирович Запорожченко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, сделал акцент на перечне актуальных для учителей ОРКСЭ стратегических документах федерального уровня, обозначил цель научно-методического сопровождения ММО в 2023 году, состоящую в обеспечении непрерывного и продуктивного взаимодействия кафедры с руководителями ММО. Спикеры Кирилл Владимирович Луговой, Елена Евгеньевна Тихомирова, Ольга Олеговна Королькова рассмотрели с участниками сессии документы федерального уровня. На практическом этапе руководители ММО изучили базовые направления развития образования на современном этапе, акцентируя внимание на содержании стратегических документов федерального уровня и документах, определяющих значение в работе учителя ОРКСЭ. Работа проходила в 6 группах. Руководители ММО совместно анализировали представленные стратегические ориентиры в двух ракурсах («я – учитель» и «я – руководитель») с учетом специфики учебных предметов. Борис Иванович Пивоваров, председатель отдела образования и просвещения Новосибирской Епархии, проводил экспертизу стратегических ориентиров федерального уровня методической работы руководителей ММО. Андрей Владимирович Запорожченко, подводя итоги сессии, дал рекомендации руководителям ММО.

  По второму вопросу «Методическая копилка педагогов» (опыт работы представили педагоги) задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся. (Видео фрагмент урока прилагаются).

  По третьему вопросу выступила Невтис Марина Ивановна руководитель РМО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР она представила анализ работы РМО за 2022-2023 уч. год. Выразила слова благодарности педагогам района за активную, творческую работу, за представленный опыт работы в рамках РМО, предложила проект плана работы на 2023-2024 учебный год.


 

     26.01.2023 прошло заседание районного методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Обмен опытом по применению новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности обучающихся по средствам учебного предмета ОРКСЭ, ОДНКНР».

      Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель РМО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 11 ОО Северного района.

  По вопросу «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся как одно из основных направлений внедрения ФГОС -21» заслушали Мордвинцеву Н.А., учителя истории и обществознания, ОДНКНР МКОУ Коб-Кордоновской основной школы. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Именно наши уроки способствуют нравственному развитию школьников через содержание программного и дидактического материала, саму организации урока и, конечно, личность учителя. Наталья Александровна представила видеофрагмент урока в 5 классе по теме «Семья хранитель духовных ценностей». Опыт работы и видеофрагмент урока в 5 классе по теме: «Береги землю родимую, как мать любимую» представила Чебыкина А.В. учитель начальных классов, ОДНКНР МКОУ Чувашинской основной школы.

  По вопросу «Интеграция урочной, внеурочной деятельности обучающихся по средствам учебного предмета ОРКСЭ, ОДНКНР» выступила Русалимова Г.И., учитель русского языка и литературы, ОДНКНР МКОУ Гражданцевской средней школы. Она представила опыт работы по учебному пособию «Уроки для воспитания характера». Данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

    По вопросу «Итоги олимпиады по основам православной культуры» выступила Невтис М.И, которая подвела итоги Общероссийской олимпиады школьников «ОРКСЭ и ОДНКНР» 2022/2023.


   28.11.2022 прошло заседание районного методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса через изучение курсов ОРКСЭ и ОДНКНР».

  Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель РМО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 11 ОО Северного района.

  По вопросу «Ознакомление и обсуждение материалов проектировочной сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин» заслушали Невтис Марину Ивановну, руководителя РМО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, которая представила материалами проектировочной сессии по теме «Изучение учебного модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе формирования функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект».  

   По вопросу «Календарь I Общероссийской олимпиады школьников «ОРКСЭ и ОДНКНР» 2022/2023» выступила Невтис М.И. Она познакомила с календарём I Общероссийской олимпиады школьников «ОРКСЭ и ОДНКНР» 2022/2023 у.г. Школьный тур проходит весь учебный, но если у школы есть желание участвовать в муниципальном туре для 3-6 классов, то надо успеть загрузить результаты, до начала муниципального тура.

   Видеоуроки по теме «Формирование читательского пространства (технологии, методы, приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР)» представали педагоги: Кулачкова Т.С., учитель начальных классов МКОУ Витинской основной школы по теме: «Личность и духовно-нравственные ценности», Шишханова Е.М., учитель истории и обществознания МКОУ Северной СШ, представила фрагмент урока в 5 классе по теме «Проповедь» и показала один из приемов технологии развития критического мышления «Синквейн». Формирование естественно-научной грамотности через интеграцию учебных предметов продемонстрировала Веселова В.И., учитель начальных классов МКОУ Остяцкой основной школы. Она представила видиофрагмент урока «Заповеди».

    Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР по теме «Золотое правило этики» была представлена Пинтусовой О. Н., учителем начальных классов МКОУ Северной СШ. Она показала приемы работы с иллюстративным материалом.


  26.08.2022 прошло заседание районного методического объединения  учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Проектирование методической работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год». Заседание провела Невтис Марина Ивановна руководитель  РМО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, учитель истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР из 11 ОО Северного района.

    Невтис Марина Ивановна  познакомила с анализом работы РМО за 2021-2022 учебный году, рассказала о проектировании методической работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год.

    По  вопросу «Анализ результатов мониторинга читательской грамотности обучающийся 4 классов за 2021-2022 учебный год»  выступила Фролова Е.М.  методист МКУ «ИМЦ». Был сделан акцент на задания, которые вызвали  затруднения у   обучающихся. Для мониторинга были использованы демонстрационные задания, разработанные ИСРО  РАО.

   Педагоги были ознакомлены с материалами методической сессии проведенной  в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области «Воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики».


      20.04.2022 г. прошло заседание районного методического объединения  учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме:  «Обобщение актуальных методических наработок учителей ОРКСЭ по формированию функциональной грамотности обучающихся». Заседание провела руководитель РМО Невтис Марина Ивановна учитель истории и обществознания МКОУ В - Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района из 11 общеобразовательных организаций.

         Невтис Марина Ивановна, учитель  истории и обществознания МКОУ  В – Красноярской средней школы  продемонстрировала мастер – класс  «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры младшего школьника».   Были продемонстрированы:  варианты творческих игр,  фрагмент урока из модуля «Основы православной культуры и светской этики»  по  теме: «Семья в жизни христианина» с использованием кластера, упражнения «Перевёртыши»,  «Определи понятие по описанию».

А так же педагог  рассказал о методах и приемах обучения, которые можно использовать на учебных занятиях  ОРКСЭ и ОДНКНР по данному направлению.

     Педагоги были познакомлены с материалами стратегической сессии по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся  в контексте требований ФГОС ОО». 

      Акцент был сделан  на:

 - формирование  читательской грамотности обучающихся; 

 - апробированные задания «мягкого мониторинга» ИСРО РАО; 

 - формат проведения  педагогической диагностики в апреле-мае 2022 г.; 

 -алгоритм анализа результатов методической работы в 2021/22 учебном году.

      Педагоги обсудили  проект  плана работы РМО учителей  ОРКСЭ, ОДНКНР на 2022-2023 учебный год.

  


 

  

   25.01.2022г. прошло заседание районного методического объединения  учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме:   «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественно-научной  функциональной грамотности и глобальных компетенций». Заседание провела руководитель РМО Невтис Марина Ивановна учитель истории и обществознания МКОУ В - Красноярской средней школы. На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района из 11 общеобразовательных организаций.    

    По  теме: «Особенности формирования естественно - научной  функциональной грамотности» выступили учителя начальных классов  Столетова Наталья Петровна (МКОУ Бергульская ОШ), Веселова Валентина Ильинична, Гончарова Татьяна Геннадьевна (МКОУ Остяцкая ОШ). Педагоги  рассказали о методах и приемах обучения, которые можно использовать на учебных занятиях  ОРКСЭ и ОДНКНР по данному направлению: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта»,  «Написание эссе»,  «Составление телеграммы»,  «Стихотворение по алгоритму»,   «Нарисуйте счастье»,  «Письмо по кругу»,  «Кластер».    

     Невтис Марина Ивановна, учитель  истории и обществознания МКОУ В –Красноярской средней школы,  выступила по   теме «Особенности формирования  глобальных компетенций на уроках ОДНКНР».  Она продемонстрировала прием «Frayer Model»  в 5 классе по теме «Жизнь ратными подвигами полна».

       Выступление учителей начальных классов МКОУ Северной СШ Пинтусовой Оксаны Сергеевны и Ахметовой Елены Карловны по теме «Особенности формирования  глобальных компетенций на уроках ОРКСЭ»  сопровождалось показом проектных работ «Род и семья», «Семейные праздники» и др.

        Педагоги  были ознакомлены с информационным письмом от 10.12.2020 №11767 «Об организации работы по свободному добровольному выбору модулей курса ОРКСЭ родителей на 2021-2022 учебный год», с Положением  о ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагоги, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

    С педагогами было проведено анкетирование по вопросам планирования деятельности РМО на 2021-2022 учебный год.

 

      


 

 

  18.11.2021г. прошло заседание районного методического объединения  учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме:   «Формирование и оценка функциональной (читательской)  грамотности обучающихся: опыт и перспективы». Заседание провела Фролова Елена Михайловна, методист МКУ «ИМЦ».   На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района.

      Русалимова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Гражданцевской средней школы выступила по теме: «Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности». Она рассказала о приемах организации обучения, которые можно использовать на учебных занятиях, во внеурочной деятельности по данному направлению.  Педагог поделился используемыми в своей работе педагогическими технологиями и приёмами: технология критического мышления, работа с «вопросником», «Создание викторины» и другие.

     Ковалёва Елена Владимировна, учитель начальных классов МКОУ Новотроицкой школы, провела мастер-класс на тему: «Формирование  читательской функциональной  грамотности  на уроках  по  различным  модулям  курса ОРКСЭ». Педагог показал наглядно современные приёмы и методы использования формирования читательской грамотности на учебных занятиях. Еленой Владимировной были представлены творческие работы обучающихся.

       Выступление   Мордвинцевой Натальи Александровны, учителя истории и обществознания МКОУ Коб-Кордоновской ОШ по теме:  «Формирование  читательской функциональной  грамотности  на уроке ОДНКНР и внеурочной деятельности» было основано на практической деятельности. Педагог наглядно продемонстрировал работу с обучающимися. Сделала обзор методической литературы используемой в работе.  

     Кулачкова Татьяна Семеновна, учитель начальных классов МКОУ Витинской ОШ  поделилась опытом работы по теме:   «Взаимодействие педагога и родителей в рамках учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР при формировании   читательской компетентности».  Она рассказала, о взаимодействие педагога и родителей, о  включении родителей в школьную жизнь, о проводимых  мероприятиях  организованных  педагогом совместно с родителями: « Масленица»,  познавательный проект  «День великого князя Александра  Невского», и др. Сделала акцент на  заданиях, которые должны выполнять дети совместно с родителями в рамках учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР. Дала практические советы, как помочь ребёнку в изучении курса ОРКСЭ и ОДНКНР. 

        Фролова Елена Михайловна, методист МКУ ИМЦ рассказала, о нормативно – правовой документации, о  изменениях в Федеральных государственных образовательных стандартах - 2021. Учителя  были ознакомлены с  видеозаписью проектировочной сессии «Формирование и оценка функционально грамотности: проектирование методической работы в муниципалитете».  

        Используя  результаты проведенного анализа посещенных открытых занятий учителей ОРКСЭ в ОО, педагоги  сделали отбор  лучших видеороликов с презентацией  разработанного проекта занятия от  Северного района.


 

 

  30.08.2021 прошло заседание районного методического объединения  учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Формирование и оценка функциональной                   грамотности обучающихся: приоритетные                    задачи на 2021/2022 учебный год».

      Заседание провела Прохорова Ирина Васильевна, руководитель  РМО, учителей ОРКСЭ, ОДНКНР.  На заседании присутствовали учителя ОРКСЭ, ОДНКНР Северного района.

    Прохорова Ирина Васильевна   руководитель  РМО, учитель начальных классов МКОУ Бергульской основной  школы  выступила по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР»

Ирина Васильевна обратила  внимание на то, что развитие функциональной   грамотности в  образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Были даны практические советы и методические рекомендации по использованию заданий на уроках  по формированию функциональной грамотности. Были рассмотрены  результаты педагогической диагностики функциональной (читательской) грамотности, проводимой среди обучающихся  Северного района в мае 2021 года. Педагоги были ознакомлены  с   планом  работы РМО  на 2021-2022 учебный год.

     Фролова Елена Михайловна, методист МКУ ИМЦ, продолжила выступление по теме «Рекомендации для педагогов ОРКСЭ, ОДНКНР  по формированию функциональной (читательской) грамотности у младших школьников». Обратила внимание педагогов на то, что процесс формирования и развития функциональной (читательской)  грамотности у  школьников происходит во время изучение учебных предметов ежедневно, такая работа должна вестись в системе. Елена Михайловна, подробно описала типовые задания, направленные на формирование читательской  грамотности обучающихся.

    На заседании РМО  учителя были ознакомлены с  видеозаписью трансляции  методической сессии «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект», организованной кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО  в рамках XXI съезда работников образования Новосибирской области  «Воспитание, обучение и профессиональное самоопределение – ключевые инвестиции в развитие личности человека».

  •  План работы ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР на 2021-2022 учебный год (скачать)


 

 

    14.04.2021  состоялось заседание районного методического объединения учителей ОРКСЭ, ОДНКНР по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в курсе предмета ОРКСЭ, ОДНКНР».

     Заседание провела Русалимова Галина Ивановна, руководитель   районного методического объединения  учителей ОРКиСЭ, ОДНКНР, учитель русского языка и литературы МКОУ Гражданцевской средней школы. На заседании присутствовали учителя  ОО Северного района. Руководитель  РМО  Русалимова Г. И. используя материалы установочной сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, направление ОРКСЭ, рассказала о понятии функциональной грамотности, о формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся: приоритетных задачах на IV четверть  2020/2021 учебного года. Привела примеры для дальнейшего их использования в учебном процессе. Так же ознакомила  с дорожной картой, индикаторами функциональной грамотности обучающихся, со статьями и актуальными методическими материалами, методами педдиагностики. Был рассмотрен  плана работы РМО учителей ОРКиСЭ, ОДНКНР на 2021/2022 учебный год и дальнейшии действия по организации эффективной работы формирования функциональной грамотности обучающихся.  Учителям были предоставлены материалы установочной сессии, организованной кафедрой СГД ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.  Педагогам рекомендовано использовать материалы ИСРО РАО для проведения педагогической диагностики, а так же  привлечь всех обучающихся  4-х классов к решению задач мягкого мониторинга для выявления затруднений обучающихся и уточнения дальнейшей методической работы. Дана ссылка на материалы ИСРО РАО.

 

                             

 

  

  Анализ результатов «мягкого мониторинга» по оценке сформированности читательской грамотности в ОО Северного района в мае 2021 года (ОРКСЭ) (скачать) 

  

   

Дата последнего обновления страницы 08.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»